А КАК ЖЕ ОНИ РЕШАЮТСЯ?
Общие правила
оформления задач по физике
(для
всех возрастов учащихся "от мала до велика", а также абитуриентов,
при решении любых типов задач!)
- Чтобы правильно решить любую задачу, не забудьте об обязательных правилах оформления решения этих задач.
- Не раз учитель снижал вам оценку за работу только потому, что вы неграмотно записали решение.
- Хорошо усвоенные правила помогут не запутаться в самых элементарных вещах, и, кроме того, она будет иметь достойный вид в глазах проверяющего!!
СТАРТ!!!
1. Итак, внимательно читаем условия задачи и разбираемся, на какую тему эта задача, т.е. о
каких величинах идет речь, какие физические процессы рассматриваются в данной
задаче.
Иногда, не обратив внимания на одно единственное слово в условиях, вы не
сможете далее решить задачу!
2. Записываем краткие условия в левом столбике под словом "Дано", сначало
буквенное обозначение физической величины, затем ее числовое значение.
Обратите внимание, иногда какие-то данные записываются в условии не
числом, а словами. Например: вода при кипении... Вспомните температуру кипения
воды при нормальных условиях и запишите ее числом +100 градусов по шкале
Цельсия.
Всегда оставляйте свободное место в этой колонке, ведь в процессе решения могут
понадобиться дополнительные справочные данные, о которых вы даже не подозревали
вначале.
Записывайте числовые данные с единицами измерения. Это обязательное требование при решении задач по физике!
Если запись единицы измерения представляет собой дробь записывайте ее только с
горизонтальной дробной чертой. Сколько раз такая правильная запись помогала
уйти от ошибок!
Определитесь с тем, что же надо найти в задаче, и запишите буквенное обозначение
этой физической величины под словом "Найти". Проверяющий не будет
делать вам снисхождения, если вы рассчитаете другую величину! В этом случае
задача не будет засчитана!
"Какие никому не нужные тонкости!"-думаете вы сейчас. Но придет час
контрольной или экзамена, и они сослужат вам хорошую службу!
3. Обычно решение задачи проводят "в системе СИ".
Не забудьте рядом с краткими условиями выделить столбик для перевода единиц в систему СИ ( даже, если это и не требуется в данной
задаче).
Трудный перевод всегда можно письменно сделать в решении.
Ну,вот вы и готовы к решению задачи?
Стоп!!!
4. Существуют задачи, решение которых немыслимо без чертежа!
Например, задачи на движение: координатная ось, вектора скорости, ускорения,
перемещения, действующих сил ... Зачастую именно чертеж позволяет разобраться в
такой задаче.
И даже, если задача не на движение, рисунок к задаче поможет вам.
5. А теперь непосредственно запись решения!
Помни!!!
В физике любому расчету должна предшествовать запись формулы, а все величины в решении должны записываться с
единицами измерения.
Решать задачу можно двумя способами:
а)решать по действиям;
б)решать в общем виде, т.е. сделать вывод окончательной формулы, а затем один
завершающий расчет. Подобное решение является "высшим пилотажем" для
учеников 7-9 классов, а для старшеклассников - просто обязательно!
Но уж если не вышло решить задачу в общем виде, то хотя бы по действиям... Она
ведь все-таки будет решена!
Иногда решение задачи вам очевидно, а иногда вы не знаете, "с какого
конца" за нее взяться. Во втором случае помогает раскручивание решения с
конца. Подумайте, что вам надо знать для расчета искомой величины? И решайте
задачу как бы в обратную сторону.Она все-таки обязательно получится!
Ну, вот и все?
Не-а!
6. Обязательно проверьте ответ!
Сначала "на дурака"!
А вдруг ваша муха в задаче летит со скоростью ракеты?
А вдруг ваша подводная лодка весит всего несколько граммов?
И, наконец, запишите слово "Ответ" и рядом вычисленную величину, не
забыв указать единицы измерения.
Ну, вот и все!
А ведь ничего нового!
Не так уж и сложно для тех, кто хочет научиться решать задачи без ошибок!
ФИНИШ?!
Отнюдь!!!
А
теперь можете приступать к непосредственному решению задач!
Успехов вам!!!
Как же это я пропустила такой замечательный материал на сайте "Класс!ная физика" ?
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное!